Главная » Статьи » Мои статьи

«Моделирование и реализация организационных форм обучения в сельской малокомплектной школе в условиях модернизации образования как один из в

Мы размышляем над тем, что же мы получим в результате тех изменений, которые происходят сегодня в системе образования. Я хотел бы начать со старинной китайской мудрости: «хочешь спланировать жизнь на год - сей зерно, хочешь спланировать жизнь на десять лет - сажай дерево, хочешь спланировать жизнь на столетие - воспитывай новое поколение». Отрадно то, что в последние годы в нашей стране много внимания уделяется воспитанию подрастающего поколения, образованию. Разработан комплексный проект модернизации образования, конечной целью которого является доступное для каждого молодого человека качественное образование. Однако…   

Заложенный нашими реформаторами принцип подушевого финансирования приведет к полной гибели сельской школы. О каком подушевом финансировании можно говорить в сельской малокомплектной школе, в которой 100-120 учеников? Ликвидировать эту школу нельзя, потому что ликвидация малокомплектной сельской школы означает исчезновение села. Мы должны всеми путями и методами сохранить эти школы, потому что это главная наша жемчужина, которая позволит сохранить российскую глубинку, наше село и не позволит развалиться целому российскому государству. Принцип подушевого финансирования приемлем в мегаполисах, там, где идет конкурентная борьба стоящих рядом друг с другом учреждений образования за количество учащихся. Но ни в коем случае этот принцип не пригоден для сельской местности. Вряд ли что-нибудь изменится к лучшему от превращения самостоятельного образовательного учреждения, пусть и малокомплектного, в филиал основной или средней школы, поскольку видоизменяется степень ответственности руководителя малокомплектной школы, реорганизуются финансирование и материально-техническое обеспечение, перестраиваются отношения с родителями и т.д. Итог этой цепочки изменений может быть только один — закрытие малокомплектной школы и исчезновение села.

Хотя одной из причин введения подушевого финансирования является оптимальное использование бюджетных средств, в результате грядущих преобразований расходов будет ещё больше. Почему? До введения НБФ финансирование ОУ осуществлялось согласно нормативам, зависящих от количества класс - комплектов. Крупные школы недополучали, а малочисленные процентов на 20-40 существовали за их счет. При подушевом финансировании объем финансирования крупных школ намного увеличится, а малочисленных школ.… О каком оптимальном использовании бюджетных средств может идти речь после этого? Добиться доступного качественного образования в сельской местности можно иным путем: модернизацией организации учебного процесса - моделированием организационных форм обучения и их реализацией.

Следует обратить внимание на еще один важный элемент в творческом наследии И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого: обосновывая замыслы народности сельской школы, они опирались на здравомыслящее представление о деревне, рассматривая ее как социально-экономический модуль, ядро жизни которого состоит из последовательности культурных, социальных и экономических элементов  и любое вмешательство в жизнеустройство села, в том числе и на уровне образования, не должно происходить в рамках наивных представлений об обновлении деревни, а обязано учитывать все специфические компоненты ее системной организации.

Не учитывать эту специфику нельзя.  При этом возникает необходимость создания условий для получения каждым обучающимся в старшей ступени качественного профильного обучения. Это становится приоритетом сохранения и развития средней сельской школы.

Если рассмотреть учебный план, то отмечается перегруженность плана учебными предметами, многопредметность. В связи с этим стоит проблема организации учебно-воспитательного процесса, которая могла бы снизить многопредметность и тем самым перегрузку учащихся различными учебными предметами и сменами видов деятельности. Но по современным требованиям и развитием общества, снижение не должно происходить исключением учебных предметов из учебного плана, а организацией учебного процесса, которая могла бы уменьшить многопредметность в течение учебного дня, недели.

Учащиеся получают большое количество информации, но полученные информации они не могут выразить, использовать на практике. У них отсутствуют навыки целостного представления мира, не в полной мере знают суть изучаемого предмета. В традиционной организации учебно-воспитательного процесса учащимся дается лишь несколько минут для выражения своих мнений, полученных знаний. В результате учащиеся не могут рассказать в устной форме, полученные знания, у них отсутствует навыки коммуникативных способностей, культуры общения.  Все это приводит к тому, что учащиеся затрудняются при продолжении образования в ВУЗ, ССУЗ и при самостоятельном продолжении образования в заочной, дистанционной формах. 

Таким образом, проблема улучшения качества образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения и воспитания. На наш взгляд, одним из эффективных путей решения этого вопроса является внедрение в учебно-воспитательный процесс интеграцию современных технологий, таких как УДЕ, технология схемных и знаковых моделей обучения, технология проблемного обучения, КСО, проектного метода с использованием образовательных средств ИКТ при модульной организации учебного процесса. При эффективном сочетании данных технологий в любом из этапов учебной деятельности предполагается положительный результат. А использование очно-заочного, дистанционного обучения через Интернет - технологии, при эффективном сочетании интегральной технологии позволит, во-первых, преодолеть неравный доступ сельских школьников к образовательным услугам. Во-вторых, становится возможным повысить качество образования сельских школьников, укрепить их способности, позволяющие жить в мире информационных технологий, и, таким образом, поднять конкурентоспособность при поступлении в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. В третьих, такой подход позволит усилить высокими технологиями и продвинутыми методиками сельскую малокомплектную школу, а главное, сохранить «социокультурную вселенную» сельских школьников – деревню, и таким образом уйти от всеобщей унификации жизни.

В заключении хочется отметить, что опыт работы в разновозрастных группах по интегральной технологии с использованием ИКТ позволит превратить малокомплектную школу в образовательное учреждение, отвечающее современным требованиям образования подрастающего поколения. Тем самым мы можем решить основную задачу – доступность качественного образования для каждого.

Категория: Мои статьи | Добавил: techtur (01.03.2013) | Автор: Соломонов Александр Степанович E
Просмотров: 608 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: